Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
В настоящих условиях хозяйствования конкурентоспособность предприятий является главным фактором, обеспечивающим их выживание на рынке и достижение высоких экономических результатов.
Любое предприятие в первую очередь является целостной системой, сущность которой заключается не в особенностях составляющих его элементов, а в характере связей и отношений между этими элементами. Характер этих связей позволяет определить потенциальные основания и критерий конкурентоспособности предприятия во внешней среде.
Установлено, что таким критерием является прочность отношений между элементами предприятия, степень которой выражается интенсивностью соответствующих связей. При этом в качестве критерия тесноты связей следует рассматривать интенсивность процессов вещественного, энергетического и информационного обмена как элементов предприятия между собой, так и данных элементов с внешней средой. Организация производственных, энергетических и информационных систем на предприятии является фактором определения степени его конкурентоспособности. Необходимо учитывать, что обособление предприятия от внешней среды представляет собой прерывания всех отношений между элементами предприятия и внешней средой.
1 Понятие конкурентной стратегии и её роль в деятельности предприятия
1.1 Понятие конкурентной стратегии предприятия
Конкурентная стратегия — это обобщенная модель действий и совокупность правил, которыми должно руководствоваться предприятие при принятии решений для достижения и долгосрочного поддержания конкурентоспособности . Формирование стратегии предприятия требует четкого определения реальных характеристик, выражающих количественно и качественно представления об источниках ресурсов, рынках сбыта, ситуации в конкуренции, экономических предпосылках и ограничениях.
Цель стратегии — получение уровня удовлетворения потребностей покупателей, превышающего уровень, который могут обеспечить конкуренты, и создание на этой основе для своего предприятия положения, позволяющего получить норму прибыли выше среднеотраслевого уровня.
По мнению М. Портера, целями стратегии конкурентной борьбы являются нахождение и занятие предприятием такого положения в отрасли, при котором оно наилучшим образом защищено от воздействия сил конкурентной борьбы или может обратить эти силы в свою пользу.
При определении предприятием своей конкурентной стратегии можно воспользоваться наработанными мировой экономической наукой и практикой подходами к формированию стратегий. Значительная их часть основана на построении двухмерных матриц, каждому сектору или квадранту в которых соответствует своя типовая стратегия. Коротко рассмотрим их назначение и суть.
1. Матрица развития товары — рынки И. Ансоффа предусматривает проработку и использование четырех альтернативных стратегий для определения эффективности деятельности для сохранения или увеличения сбыта:
Особенностью стратегий в матрице И. Ансоффа является то, что они разработаны не для предприятия в целом, а для каждого из его стратегических подразделений.
2.Матрица БКГ (Бостонской консультативной группы) применяется для крупных и средних предприятий, даетвозможность моделировать эффективную деятельность предприятия за свой счет.
Матрица строится на двух показателях — темпах роста объема продаж предприятия на рынке и относительной доле рынка предприятия по сравнению с ведущими конкурентами на этом рынке. Все стратегии делятся на четыре типа :
- трудный ребенок — предприятия занимают незначительную долю на развивающемся, растущем, перспективном рынке, но пока не получает прибыли и нуждается в особо крупном инвестировании;
звезда — предприятия характеризуются лидирующим положением по доле рынка и высокими темпами продаж; потребность в финансировании развития удовлетворяется в основном за счет собственной прибыли;
- дойная корова — предприятия занимают лидирующее положение по доле рынка, но работают на насыщенных, а следовательно, неперспективных (снижающиеся темпы продаж) направлениях, приносят высокую прибыль, направляемую в новые проекты;
- собака — предприятие производит устаревшие и уже не пользующиеся спросом, занимает незначительную долю на рынке, имеет медленно растущие или снижающиеся темпы продаж и подлежит скорому уходу с рынка (дезинвестиционная стратегия).
3. Инновационные стратегии по П. Драккеру заключаются в следующем. Американский экономист П. Драккер сформулировал четыре типа предпринимательских стратегий:
- прорыва и массированного удара — нацеливает предпринимателя на захват лидирующего или доминирующего положения на новом рынке или в новой отрасли;
- быстрого и неожиданного нападения — нацеливает на захват лидирующего положения фирмой, не являющейся первопроходцем и как бы нападающей из засады.
- стратегия творческой имитации — предприятие разбирается в каком-то нововведении лучше, чем его авторы и выступает с этим же новшеством, но уже усовершенствованным.
- стратегия предпринимательского дзюдо — основывается на умении найти уязвимые места конкурентов, гибкости и использовании силы противника против него самого.).
Однако самой популярной является методика определения конкурентной стратегии по Портеру.
Он выделил следующие три стратегии фирм :
1) лидерство в издержках (она же – минимизация издержек);
2) дифференциация (раньше это понятие было связано с термином УТП – уникальное торговое предложение);
3) концентрация (иначе – фокусирование). Самостоятельно она не применяется, а выступает по Портеру составным элементом стратегии 1 или 2.
1.2. Основные факторы определения конкурентной стратегии
Конкуренция предприятия с контрагентами – одноотраслевыми предприятиями, производителями товаров-заменителей, потенциальными конкурентами возникает на рынке в форме взаимного противодействия достижению преследуемых целей деятельности.
Механизм воздействия конкурентной стратегии на конкурентоспособность предприятия заключается в превращении конкурентных преимуществ на рынке путем:
повышения уровня хозяйственной применимости возможностей, заключенных в имеющихся производственных ресурсах предприятия;
определения направленности процесса их реализации в условиях конкуренции;
воздействия на интенсивность указанного процесса.
Наличие конкуренции делает необходимым формулирование и реализацию предприятием определенной рыночной стратегии, направленной на достижение поставленных целей.
Прочие факторы рыночной конъюнктуры, представляющие собой средства связи отраслевых условий функционирования предприятия (конкурентоспособности отрасли и национальной экономики) и его конкурентоспособности являются также важными .
В основе рыночной конкурентной стратегии предприятия лежат его базовые, то есть значимые в существующих рыночных условиях, конкурентные преимущества, а сама она представляет собой сложное системное образование, включающее:
• совокупность стратегических планов, содержащих цели деятельности предприятия и выбранные пути их достижения;
• реализуемую модель поведения в рыночной конкуренции, то есть совокупность принципов и методов принятия и реализации стратегических управленческих решений;
• характеристику позиции, которую предприятие желает занять во внешнем окружении;
• совокупность тактических приёмов ведения конкуренции на конкретных рынках.
2. Анализ конкурентной стратегии ООО «Стимул-Консалтинг»
3.1 Общая характеристика компании
ООО «Стимул-Консалтинг» Сформирован в октябре 2017 как консалтинговое агентство и за последние 2 года осуществляло услуги по организации и проведению корпоративных тренингов, обучению, созданию дистанционных обучающих программ и консалтингу организаций в организационной части развития, а также оценки и развития персонала.
Основные направленности предприятия:
-создание и проведение обучающих программ различного, в том числе дистанционного формата
-индивидуальное и корпоративное обучение
-проведение сессий стратегического характера
-консалтинг организаций в части оптимизации процессов, корпоративной культуры, мотивации персонала и т.п.
-ведение трениннговых программ
Обеспечение:
-организация мероприятий «под ключ» (в том числе подбор помещений, заключение договоров на аренду помещений, распечатка необходимых материалов, закупка необходимых материалов)
-бухгалтерия – на аутсорсе.
Организационно-правовая форма:
ООО – Общество с ограниченной ответственностью.
2.2 Анализ ситуации на рынке
Проанализируем основные тенденции развития рынка, на котором действует компания.
По оценкам «РБК» и центра исследований IPT Group, за последние 10 лет рынок консалтинговых услуг вырос на 73%. Консультациями специалистов пользуется как крупный бизнес с международным присутствием, так и участники операций на отечественном рынке.
На конец 2018 – начало 2019 года эксперты выделяют следующие тенденции:
1. Наблюдается стабильность, и даже рост в некоторых направлениях консультационных услуг.
2. С другой стороны, стагнация экономики, режим санкций, прогнозируемый минимальный экономический рост не позволяют рассчитывать на значительный рост объемов рынка консалтинга.
3. Из-за ужесточения налогового администрирования наблюдается повышение ценности бухгалтерского и налогового аутсорсинга.
4. Также в приоритете у предпринимателей — консалтинговые услуги, способствующие снижению рисков и защите интересов бизнеса от действий государственных органов.
В 2019 году наибольший спрос концентрировался вокруг аудиторских услуг, однако в отличие от предыдущих лет, клиентов больше интересовал налоговый аудит. Это объясняется происходящей масштабной цифровизацией фискального надзора и серьезным ужесточением требований налоговых органов: количество выездных налоговых проверок снижается, а суммы взыскиваемых недоимок и штрафов растут.
2.3 Выбор конкурентной стратегии для ООО «Стимул-Консалтинг»
Основная задача компании - обеспечить максимально комфортные условия для клиентов с минимизацией затрат. Все услуги должны быть оказаны бесперебойно и на высоком уровне. Грамотное и оперативное решение вопросов, конфиденциальность информации, прозрачность в построении отношений и постоянная доступность – это основные требования клиентов.
Также для оценки конкурентоспособности компании можно воспользоваться методикой SWOT – анализа.
Его результаты помогут ответить нам на следующие вопросы:
Использует ли компания свои сильные стороны в достижении экономических целей?
Являются ли слабые стороны уязвимыми факторами для конкуренции?
Какие возможности есть у компании для развития при использовании ее квалификации и доступа к ресурсам?
Какие внешние угрозы должны беспокоить руководство компании?
Итак, для успешного функционирования на рынке, необходимо выполнение следующих факторов:
1. Наличие обязательного клиентского ресурса
2. Обеспечение высокого уровня работы компании
3. Квалифицированный персонал
4. Невысокая стоимость услуг компании.
Анализируя эти факторы, можно сказать, что компания ООО «Стимул-Консалтинг» удовлетворяет всем показателям, кроме широкого спектра клиентской базы. Учитывая, что компания является достаточно молодой на рынке, ей еще не удалось сформировать большую базу клиентов.
Таким образом, отвечая на приведенные в начале анализа вопросы, можно сделать выводы:
компания достаточно использует свои сильные стороны, поскольку экономический результат ее деятельности растет;
слабые стороны предприятия являются уязвимыми моментами на фоне растущей в отрасли конкуренции
компания имеет возможности расширения круга потребителей при условии расширения спектра предлагаемых услуг
компании необходимо обратить внимание на оптимизацию расходов и повышение своих конкурентных преимуществ.
Для анализа факторов, влияющих на финансовый результат компании, воспользуемся PEST-анализом.
Данный метод бизнес-анализа позволит нам ответить на следующие вопросы:
какие факторы влияют на величину прибыли?
какова значимость и степень влияния каждого фактора?
как можно спрогнозировать будущие изменения финансового положения компании?
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Соперничество между различными хозяйствующими субъектами на рынке именуется конкуренцией. Ее роль огромна. Благодаря конкуренции предприниматели стремятся предложить покупателям более качественную и совершенную продукцию или услуги, чем у других конкурентов. Пользу от конкуренции ощущают и производители, и потребители. У нее есть и отрицательные стороны. Конкуренция усиливает стихийность и нестабильность в экономике. Из-за данного рыночного явления слабые компании исчезают, а сильные усиливают свои позиции в отрасли.
Конкурентная стратегия — это обобщенная модель действий и совокупность правил, которыми должно руководствоваться предприятие при принятии решений для достижения и долгосрочного поддержания конкурентоспособности. Формирование стратегии предприятия требует четкого определения реальных характеристик, выражающих количественно и качественно представления об источниках ресурсов, рынках сбыта, ситуации в конкуренции, экономических предпосылках и ограничениях.
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Бариленко В. И. Бизнес-анализ как важный вид консалтинговых услуг // РИСК: Ресурсы, Информация, Снабжение, Конкуренция. — № 4. — 2018. — С.202-207.
2. Бариленко В. И. и др. Основы бизнес — анализа: учебное пособие. / под ред. В. И. Бариленко. — М.: КНОРУС, 2020. — 272 с.
3. Баринов, В.А. Бизнес-планирование: Учебное пособие / В.А. Баринов. - М.: Форум, 2019. - 256 c.
4. Башкатова Ю.И. Управленческие решения/ учебник для студентов экономических специальностей. – М: Инфра-М, 2020. – 271 с.
5. Бердников В. Основы бизнес – анализа. – М.: КНОРУС, 2020. – 495 с.
6. Герчикова И.Н. Менеджмент организации. – М.: Юнити-Дана, 2020. – 162 с.
7. Горбунов, В.Л. Бизнес-планирование с оценкой рисков и эффективности проектов: Научно-практическое пособие / В.Л. Горбунов. - М.: ИЦ РИОР, НИЦ ИНФРА-М, 2019. - 248 c.
8. Дэвенпорт Т. Аналитика как конкурентное преимущество. Новая наука побеждать. – М.: Дашков и К, 2016. – 626 с.
9. Дубровин, И.А. Бизнес-планирование на предприятии: Учебник / И.А. Дубровин. - М.: Дашков и К, 2016. - 432 c.
10. Елиферов В.Г. Бизнес – процессы: регламентация и управление. – М.: Дашков и К, 2017. – 386 с.
11. Конрад К. Бизнес – анализ. – М.: Вильямс, 2020. – 576 с.
12. Каменски Х. Методы стратегического анализа.Доступ через http://ecsocman.hse.ru/data/2010/05/18/1214035316/2008-4-5.pdf
13. Michael E. Porter. The Five Competitive Forces that Shape Strategy. - Harvard Business Review, January, 2018. – 62 p.
14. Паклин Н., Орешков В. Бизнес-аналитика. От данных к знаниям. – М.: Дело, 2016. – 371 с.
15. Репин В.В. , Елиферов В.Г. Процессный подход к управлению. Моделирование бизнес-процессов. – М.: Юнити-Дана, 2019. – 419 с.
16. Савкина, Р.В. Планирование на предприятии: Учебник для бакалавров / Р.В. Савкина. - М.: Дашков и К, 2015. - 320 c.
17. Стрелкова, Л.В. Внутрифирменное планирование: Учебное пособие / Л.В. Стрелкова, Ю.А. Макушева. - М.: ЮНИТИ, 2016. - 367 c.
18. Учитель Ю. Г. SWOT-анализ и синтез – основа формирования стратегии организации. – М.: Юнити-Дана, 2016. – 275 с.
19. Шуляк П.Н. Финансы предприятия/П.Н. Шуляк. – М.: Дашков и К, 2019. – 502 с.
20. Чуев И.Н. Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности. – М.: Дашков и К, 2019. – 367 с.
21. Янковская, В.В. Планирование на предприятии: Учебник / В.В. Янковская. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2019. - 425 c.
22. «Международный Институт Бизнес – Анализа» [электронный ресурс]. – режим доступа:http://www.iiba.org/, свободный.
23. «Бизнес – аналитика» [электронный ресурс].–режим доступа: http://www.businessanalytica.ru/,свободный.
24. Статьи по бизнес – аналитике[электронный ресурс].–режим доступа: http://kmsoft.ru/LD/C002/102/4151289274.html,свободный.
25. «Бизнес - аналитик» [электронный ресурс].–режим доступа: http://consulting.ru/283mgmt4.,свободный.